История в двух шагах
Мы собрали для Вас интересную информацию об истории и жителях улиц, апартаментах и о том, что можно посмотреть вблизи наших адресов.
Рубинштейна
Краткая история интересных мест улицы и наших апартаментов
Быт и бытие улицы можно описать совсем по-разному. Для кого-то это место связано с величайшими именами, для кого-то - с бурной молодостью, для кого-то - с детством, с советским союзом, искусством, ну и для некоторых - с Содомом и Гоморрой. Улица Рубинштейна делит Петербург на две части: парадный и такой, как описан у Достоевского. Есть те, кто активно принимает участие в жизни ресторанной улицы, а есть то, кто делает всё, чтобы место перестало иметь вышесказанное название.

Она, улица Рубинштейна, невероятно разная, несмотря на свою непродолжительность, и в этом, мне кажется, ее прелесть.
В своем начале она была просекой, переулком и только потом полноценной улицей. Изначально здесь были деревянные домики, со своим хозяйством. Это было в 18 веке, когда здесь были еще и куры, и козы, и переулок назывался именем Головина. В конце века появилось другое название, связанное с подворьем Троице-Сергиевой Лавры - Троицкий переулок, а чуть позже Троицкая улица. В 1812 году произошел катастрофический пожар, который уничтожил большую часть теневой стороны Невского проспекта. И так, сгоревшее пространство оказалось невероятно привлекательным для новой застройки, и улица тогда начала иметь вид, подобный тому, что Вы видите сегодня.

Уже в Ленинграде в доме №38 проживал Антон Григорьевич Рубинштейн, в честь которого улица и носит свое название сегодня. Говорят, что в 1929 году фамилия композитора была выбрана по простой причине: лишь бы не иметь религиозных отсылок.
История живет в именах

Обратили ли Вы внимание на дом №7, удивительным образом выбивающийся из внешнего образа Петербурга? История такова: девелоперы 1929 года «в порядке борьбы со старым бытом» реализовали проект Дома-коммуны инженеров и писателей, или печально известной слезы социализма. Вот что жительница дома, писательница Ольга Берггольц, вспомнила про жизнь там: «Я глядела на наш дом; это был самый нелепый дом в Ленинграде….Нас же, его инициаторов и жильцов, повсеместно величали „слезинцами". Мы, группа молодых (очень молодых!) инженеров и писателей, на паях выстроили его в самом начале тридцатых годов в порядке категорической борьбы со „старым бытом" (кухня и пелёнки!), поэтому ни в одной квартире не было не только кухонь, но даже уголка для стряпни. Не было даже передних с вешалками — вешалка тоже была общая, внизу, и там же, в первом этаже, была общая детская комната и общая комната отдыха: ещё на предварительных собраниях отдыхать мы решили только коллективно, без всякого индивидуализма.

В общем, дом из 52 квартир, столовой на 200 человек на первом этаже и детской комнаты, так быстро начал буквально протекать изнутри, что из мечты социализма стал слезой.
Мы вселялись в наш дом с энтузиазмом, … и даже архинепривлекательный внешний вид дома „под Корбюзье" с массой высоких, крохотных железных клеток-балкончиков не смущал нас: крайняя убогость его архитектуры казалась нам какой-то особой „строгостью", соответствующей новому быту…

— Ольга Берггольц
– Сбегай за водкой. Купи бутылок лесть. Останется мелочь – возьми чего-то на закуску. Может, копченой трески. Или еще какого-нибудь говна.
Проходит лет десять. Иду я по улице. Вижу – очередь. Причем от угла Невского и Рубинштейна до самой Фонтанки. Спрашиваю – что, мол, дают?
В ответ раздается:
– Как что? Треску горячего копчения!»
С. Довлатов «Соло на ундервуде»
Национальность - ленинградец. По отчеству - с Невы.

В доме №23 с 1944 по 72 год жил Сергей Довлатов, сейчас рядом - его памятник. И памятник Глаше, любимому фокстерьеру писателя. Он жил, разумеется, в интеллигентной и густонаселенной коммуналке со своими причудами. Говорят, писатель расхаживал по улице в тапочках и халате. В Петербурге много Довлатовских мест, в том числе Моховая улица, где был известный пивной ларек и где у нас также есть замечательные апартаменты. Кстати, в последнем доме на улице, рядом с Невским, был магазин «океан», и трудами Довлатова появилось такое название улицы, как Рыбинштейна.





Русское книжное товарищество "Деятель"
Говорить об улице можно бесконечно. Троицкая улица приглашала людей в притон, театры, в роскошные магазины, дома самодеятельности и культуры. Чернышевский здесь писал «что делать?», Достоевский - «Братьев Карамазовых». Ленинградцы ходили здесь нелегально сдавать драгметаллы, в кафе-автомат, в семейную консультацию и пробовать первую пиццу. Буквально каждый дом пропитан невероятной историей создания, жизни и воспитания улицы, города.

Номер нашего дома - 26. Его история начинается в 1822 по проекту Л.И. Шарлеманя, на Троицкой улице, 26. В 1873 году О.Ф. Фонтана перестроил здание.
Хотелось бы остановиться на слове «парадная». В доходных домах всегда было две лестницы: парадная и черная. В романе «Бедные люди» Федор Достоевский дал прекрасную характеристику этим двум лестницам.

Одна — «чистая, светлая, широкая, все чугун да красное дерево», другая — «винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичной скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной... одним словом, нехорошо». Мы очень рады, что парадная дома на Рубинштейна сохранила свои исконные черты: огромная входная дверь, изящная лепнина и изразцы в духе модерна. Здесь проводят экскурсии и фотосессии.

Известно, что в разное время в доме были: мелочная лавка, скорняжная, портняжная мастерские, мастерская мужских шляп, магазин табака, артель посыльных, редакции «Санкт-Петербургских ведомостей», «Художника», общество заводчиков и фабрикантов.
При ремонте в стенах были обнаружены замурованные двери в местах проходов между комнатами по оригинальной анфиладной планировке. Эти двери были отреставрированы и теперь продолжают служить Вам в самих апартаментах. Квартира до ремонта представляла собой типичную коммуналку с планировкой, которая называется «расческа» или «гребенка»: длиннющий коридор и несколько комнат с обеих сторон. В некоторых наших апартаментах есть исторические отреставрированные камины.
Двери найденные во время ремонта
Камин в апартаментах №6 до реставрации
Камин в апартаментах №7 до реставрации
Фонтанка
Немного слов о набережной и деталях интерьера апартаментов, а также личные заметки
Находясь поблизости к улице Рубинштейна, невозможно отказать себе от прогулки вдоль балующей Петербург набережной реки Фонтанки! Целых 7 с половиной километров реки окружены зданиями, представляющими собой наследие всего города. Нежно любимая Петербургом Фонтанка аккумулирует в себе силу, красоту, простор. Для кого-то скучная, для кого-то – важная, Фонтанка – символ города, и с этим сложно поспорить.
Резко менять тему на Фонтанку я не буду, поэтому давайте остановимся на здании, которое имеет расположение и на Рубинштейна, и на Фонтанке одновременно – Толстовский дом. (Улица Рубинштейна, 15—17, набережная Фонтанки, 54). Над арками, соединяющими аж три разных двора, написаны даты постройки. Здание было спроектировано Фёдором (Фредериком) Лидвалем, который учился в «Мухе» и в Императорской Академии художеств у самого Бенуа. Дом построен по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого (внучатого племянника героя Отечественной войны, генерала от инфантерии и кавалера всех российских орденов Петра Александровича Толстого).
"Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где все это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да гнилыми яблоками, и все-такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять!"
-Ф.М. Достоевский
В доме, по плану, должны были жить всевозможные сословия, поэтому внутри были и небольшие квартиры и роскошные что ни на есть хоромы. «Бандитский Петербург», "Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и многие другие кинокартины были сняты здесь. А еще в Толстовском доме жили Аркадий Аверченко и Александр Куприн, руководитель Михайловского театра Владимир Кехман и балерина Ирина Колпакова, художник Михаил Шемякин и поэт Евгений Рейн, дирижер Марис Янсонс и спортсменка Татьяна Сац, певец Эдуард Хиль!

Пройдя сквозь дворы Толстовского дома мы выходим на набережную Фонтанки или на набережную Фонтанной реки – было по-разному. По – разному и всем нам на Фонтанке! Набережной можно уделить много времени, ведь здесь находятся Летний Сад и Летний Дворец. Можно загадать желание у Чижика-Пыжика или посетить цирк Чинизелли или Молодежный театр на Фонтанке. В музее Фаберже часто проходят уникальные и редкие выставки, а в таинственном Инженерном замке можно увидеть призрак убитого императора.

На Фонтанке у нас есть апартаменты в темных и светлых тонах. Наш дизайнер Наталья Попандопуло, рассказывает: В темных апартаментах обе спальни были такие узкие, что обычная кровать не помещалась. Менять планировку мы не могли. Тогда мы сделали кровать на подиуме, и теперь каждый, кто на ней просыпается первым делом видит реку. Можно долго валяться на мягком матрасе и любоваться проплывающими катерками.

А верхняя ступень подиума обита мягкой панелью и служит дополнительным местом для сидения. B квартире на Фонтанке было много икеевской мебели и мало времени на ремонт.Почти всю корпусную мебель из Икеи мы перекрасили, а обеденную группу дополнили современными металлическими стульями. А ещё над кухней здесь мой любимый приём быстрой реанимации пространства - галерейная развеска картин.

В светлых же апартаментах нам достался антикварный буфет, полный винтажной посуды, и легкое загородное настроение сложилось само собой. Кстати, именно в этой квартире помимо вариантов красивейших сервировок фарфора от Юлии Чистяковой ещё и засветилась посуда коллаборации Юлии Высоцкой и Императорского фарфорового завода


Из заметок личных и нежнейше любимого Человека: «Бегу на работу в апартаменты на Фонтанке. На Гороховой у телефона остается 3%, вдалеке виднеется ТЮЗ, горит зеленый, выхожу на Семеновский мост, опаздываю на встречу. Смотрю на набережную и понимаю, что очень люблю. К несчастью и счастью, телефон разрядился по дороге и я подумала: «Ну ладно, теперь мне все-равно никому не нужно отвечать". И смотрю в сторону Троицкого собора, на белый пешеходный мост.
Этот мост- лучшее место на земле. Белый деревянный, без машин, на Фонтанке. Я сидела на нем однажды летом и чувствовала себя горой, красивой, свободной, я была воздухом на ее вершине, сбивающим с ног, свежим.
И я торопилась и думала: «Как же волшебно влюбиться в Петербурге в июне, гулять по этому мосту, всю ночь на нем сидеть». И рядом проходили пары. А купол Троицкого еще блестел под розовом небом. Я встала с моста, и первым, что я увидела, оказалась вечеринка в окне, смотрящем прямо на мост. Девушки пили красное вино из бокалов и смотрели вниз. По единственной в центре велодорожке ехал велосипед.
В квартире на Фонтанке соседи сверху играли на фортепиано несколько часов. Музыку было слышно так четко, что эркеры казались ложей театра. Очень захотелось танцевать!»
Моховая
История улицы и дома №25, Довлатов и Боб Марли
Возможно, Моховая кажется непримечательной: неширокая улочка и практически полностью отсутствующая помпезность. Здесь и правда легко обмануться! Здесь была череда моих «впервые» и «больше никогда», поэтому я очень нежно и невероятно трепетно прошу Вас, дорогие Гости, жадно и наполненно, честно и красиво провести здесь время!
Улица хранит в себе жизни и судьбы величайших людей, важных событий, уморительных разговоров и, о, поверьте, любовь всех Петербуржцев к городу. Сейчас Здесь происходит становление артистов театра и музыкантов, кипит студенческая жизнь. Имею смелость заявить, что в этой части города обитают, трудятся, пьют, работают именно те, кого привычно представлять, когда речь заходит о петербуржцах.

Предлагаю Вам сперва узнать чуть более подробно о самой Моховой, или Хамовой-как было раньше.
В 1710-1720 Хамовниками называли ткачей, которые изготовляли в основном полотна и паруса. Петр, как он и любил, отправлял русских ткачей заграницу обучаться делу, и по их возвращению селил именно на Хамовскую дорогу. Улица, как и сейчас, шла от Белинского до Чайковского (кстати, и на Чайковского у нас есть апартаменты!). Первыми жителями Моховой улицы стали не только хамовники, но и солдаты, офицеры Семёновского и Преображенского полков. Здесь же жили служители дворцового ведомства: повара, хлебопеки, пивовары и квасовары. Рядом с ними обитали первые строители Петербурга. Время шло, улица разрасталась, и к концу XVIII века участками здесь владели Строгановы, Воронцовы, Скавронские. Изначально улица называлась Хамовой или Хамовской, но были и другие названия: Маховая, Махавая, Первая Моховая. Что случилось с названием, мы не знаем: то ли аристократия взбунтовалась, то ли произносить было сложно - вообщем, теперь это Моховая улица. Улица объединила все самое типичное для Петербурга: мастера, создававшие паруса, жили по соседству с солдатами, пекарями и работниками питейных заведений. Прибывшие Аристократия и интеллигенция поменяли все на свой лад. И конечно, вся история улицы в конечном итоге была зашлифована искусством. Классика жанра!
«Пивной ларек, выкрашенный зеленой краской, стоял на углу Белинского и Моховой. Очередь тянулась вдоль газона до самого здания райпищеторга. Возле прилавка люди теснились один к другому. Далее толпа постепенно редела. В конце она распадалась на десяток хмурых замкнутых фигур. Мужчины были в серых пиджаках и телогрейках. Они держались строго и равнодушно, как у посторонней могилы. Некоторые захватили бидоны и чайники. Женщин в толпе было немного, пять или шесть. Они вели себя более шумно и нетерпеливо. Одна из них выкрикивала что-то загадочное:

— Пропустите из уважения к старухе-матери!..

Достигнув цели, люди отходили в сторону, предвкушая блаженство. На газон летела серая пена».
- С. Д. Довлатов

Не пить — значит оскорблять созданное Богом для веселия. Ленинградские истории.

Не то что бы мы согласны с названием заголовка, однако и веселья на улице было предостаточно! На углу Белинского и Моховой было примечательное питейное заведение, о котором знал весь город! Может быть, помните Довлатовские «Шоферские перчатки»? Там как раз описан пивной ларек на углу Белинского и Моховой. (By the way, ленинградский пивной маршрут Сергея Довлатова начинался с улицы Рубинштейна, где он жил. И там у нас есть апартаменты!) Про ларек писал также Александр Городницкий, но было бы совсем неприлично цитировать его строки.

Как это обычно и бывает, там же находится и Церковь св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Церковь была основана почти тогда же, когда и Петербург, в 1712 году, в год рождения Анны, старшей дочери Петра Великого. На удивление, это не единственная церковь на Моховой.

Наши апартаменты
Давайте вернемся к нашему дому, на Моховую, 25. Был такой купец Т.О. Туранов. В 1862 году для этого богомольного владельца был выстроен трехэтажный дом на углу Моховой и Пестеля. Почти тогда же со стороны Моховой была пристроена небольшая каменная часовня Череменецкого монастыря. В конце 1870-х появилась новая владелица, по указу которой был достроен 4 этаж здания. К счастью, многие детали уцелели, например, Со стороны Пестеля можно увидеть деревянные створки ворот, сохранившиеся с того времени! Но в 1931 году часовню, очевидно, снесли. Тем не менее, ее призрачный силуэт остался, его можно увидеть со стороны Моховой, чуть левее от входа. В нашей квартире, судя по всему, до поры до времени жила целая династия образованных Петербуржцев! Но, супруга одного из сыновей, пожелала продать квартиру. Та семья оставила нам пару книг, которые сейчас лежат на полке слева от телевизора. Другие книги, в современных переплетах, заботливо оставила для Вас владелица квартиры сейчас. Она же является и дизайнером интерьера.
Чайковского
История улицы и ее жителей
Улица Чайковского в Санкт-Петербурге отличается своей статностью и благополучием. Эта улица поистине интеллигентна! Хэдлайнерами происшествий и запоминающихся моментов стали скандальные в свое время измены партнеров и получения дипломов тех или иных личностей в университетах.
Улица проложена в первой половине XVIII века на территории бывшей Литейной (Артиллерийской) слободы, откуда и получила название Артиллерийская. В 1731 года здесь построили Собор Святого Сергия Всей Артиллерии, ныне – 17 дом, в честь которого улица носила название Сергиевская. Во времена союза собор, очевидно, был разобран.

В 1 доме, в Императорском училище правоведения учился на казарменном положении Петр Ильич Чайковский. И его родители жили здесь же, в 41 доме, правее от наc.
Сейчас улица проложена от Потемкинской до Фонтанки. Хотя первоначально улица доходила лишь до Косого канала (ныне – улица Оружейника Фёдорова). Между каналом и набережной Фонтанки находились пруды для разведения рыбы для царя. И здесь же был Запасной двор для хранения припасов царского двора.
Обращаясь к истории конкретных домов, возникает ощущение, что улица была пристанищем для богачей высоких чинов и их привилегированных, и отучившихся в университете на Чайковского, детей, ставших в итоге, конечно же, чиновниками.
Например, Спиранский закончил то же училище, что и Чайковский, дом №32 принадлежал графам Апраксиным, дома 46-48 – П. Н. Трубецкому. Дом под номером 11 принадлежал Строгановым. Ранее там даже была домовая церковь! Во время Первой Мировой в особняке содержался лазарет для раненых. А в советские времена здесь было музыкальное училище Мусоргского, затем – техникум и университет.
Первая Мировая война оказала влияние и на 10 дом. Кстати, в нем жил Василий Качмин, в честь которого якобы назван Василевский острова. Особняк был построен для Вутерминой, супруги директора публичной библиотеки. Дом много раз продавался. Принадлежало здание и австро-венгерскому посольству. Ну и в дни начала Первой мировой - толпа забросала дом камнями и подожгла. После революции в доме проживала военнопленные, которые топили печки мебелью.

Из детской книги Юрия Владимирова "Оркестр"
Двери в доме №40 до их замены
Дом 14 построен по проекту зодчего Имерцова. В здании было помещения арсенала. В ней содержала Лермонтов по делу о дуэли, напомню, что в итоге он был отправлен на Кавказ. Здесь же содержался Салтыков Щедрин.
Дом №40, где находятся наши апартаменты, изначально был деревянным. Он был построен в 1850 году. Известно, что в 1906 с включением существовавшего здания был построен дом Чижовым Николаем Клавдиевичем для супруги Анны Дорнидонтовны. Это был доходный дом, а сами Чижовы жили на 3 этаже. После революции дом оставался жилым. Здесь жил человек с удивительной судьбой. Анатолий Гуревич – разведчик. Он овладел французским и испанским языками еще в школе. Под именем Кент, Анатолий работал в Испании и Франции и передавал сведения в Москву, из-за чего он был арестован Geheime Staatspolizei (гестапо), а в 1945 году был арестован по делу об измене родине. Сняты обвинения были только в 1991.

Малая Морская
О жителях, интеллигенции, гениях литературы и фотографиях
Малая Морская – одна из самых богемных улиц Петербурга в былые времена. Фэшн, центр общественной жизни столицы, закрытые общества, поэзия, гостиницы…..

Около 1730 года здесь находилась Малая Морская слобода, в которой жили служители Морского ведомства. Немного позже улица была переименована в Большую Луговую улицу. Так произошла по причине того, что рядом находился Адмиралтейский луг. По законам, крепость должна быть окружена свободным пространством, т.е. лугом, в целях хорошей видимости и защиты при нападении. И Малая Морская была в то время на границе этой территории. Практически свое девичье название улица вновь приобрела в 1820 годах. Но это не всё!

В 1902 году улица начала нести в себе имя Николая Васильевича Гоголя в честь 50-летия со дня его смерти, а он проживал довольно длительное время в доме №17. И уже после распада СССР, в 1993, всё вернулось на круги своя.
Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.
Поворачивая с Невского на Малую Морскую нас встречает важный и невероятный доходный дом Вавелберга, архитектором которого стал Перетяткович Мариан Марианович. Кстати, он же построил и дом на Гороховой, 4, где также есть наши апартаменты. Ранее здесь был банк, сберкассы, магазины. Старшее поколение петербуржцев помнит в доме кассы «Аэрофлота» и Агентство воздушных сообщений.
В доме №2 проживал Иван Сергеевич Тургенев. В этом же доме в 20 веке до своего ареста проживал великий ученый и государственный деятель Николай Иванович Вавилов. И в этой же квартире, представляете, проживала отечественная артистка балета - Наталья Михайловна Дудинская.
Двухэтажный дом №17 был построен в 1737 году. Считается, что внутри был большой и просторный зал, который сдавался для мероприятий. Английский клуб, состоявший из представителей иностранной колонии, собирался именно здесь в течение 5 лет. Как уже было сказано ранее, в 17 доме (тогда, в 1830ых годах – 97 дом) проживал Н.B. Гоголь. Попасть в его квартиру можно было через двор, поднявшись по темной лестнице на третий этаж. Квартира писателя состояла из двух комнат, в одной из которых он писал по ночам, пока не сгорят две свечи. Здесь были созданы «Ревизор», "Невский проспект» и «Старосветские помещики». Адрес упоминается в пьесе Хлестаковым: «.. .в доме под номером девяносто седьмым, поворотя на двор, в третьем этаже направо»
И давайте остановимся на нашем доме, №19. В квартире №13 находилось первое фотоателье в городе! В доме № 19 по Малой Морской улице Санкт-Петербурга в XIX веке находилось первое в России фотоателье Вильяма Каррика. Стоит упомянуть, что в 1860 начал развиваться тренд на сближение интеллигенции с простым народом. Каррик с другом, ДЖ. Макгрегором, работали на Морской над портретными снимками. Однако внимание публики привлекли работы, запечатлевшие русский быт: уличные типы (кучеры и разносчики) и сельские сцены из окрестной столицы. Если Вам улыбнется удача, работы фотографа можно застать на Большой морской, 35, в музейно-выставочном центре «РОСФОТО».
Удивительно, что в доме первого фотоателье находится наша самая фотогеничная квартира.

"Главная идея нового интерьера — сохранить атмосферу старого петербургского дома. Так, словно здесь ничего не меняли, а просто внесли современную мебель. Парадный масштаб гостиной-столовой подчеркнули с помощью симметричной раскладки лепнины на стенах и потолке. В квартире сохранился паркет, положенный более ста лет назад. К нашей большой радости, он почти не скрипел, зато приобрел красивую седину, поэтому мы обошлись без реставрации. Заказчики — люди с благородным сдержанным вкусом и одновременно широтой взглядов, живут в Англии, но тесно связаны с Петербургом, охотно соглашались на легкие провокации. Такие как, например, головы птиц в изголовье кровати. В квартире необычная кухня — очень маленькая, больше похожая на большую нишу в коридоре. Но этот, казалось бы, очевидный недостаток придает квартире определенный шарм и отсылает нас к парижским квартирам, в которых часто встречаются подобные мини-кухни. А исторические интерьеры петербургских квартир, как известно, были часто вдохновлены именно парижским стилем». Кухонный гарнитур достался от прежних владельцев и имел довольно приличное состояние, поэтому его решили оставить. Стены кухни и прилегающего к ней коридора выкрасили в цвет, в точности совпадающий с цветом кухонных фасадов. Этот прием позволил растворить мебель, а также визуально увеличить кухню, как бы присоединив к ней коридор с помощью цвета." - рассказывают дизайнеры Наталья и Константин Попандопуло.
Гороховая
О времена, о нравы!
О, улица Гороховая, как Вы уже могли догадаться, - одна из самых важных и богатых историями улиц Санкт-Петербурга. Здесь происходило всё, о чем можно предположить и в контексте истории страны, города, и в контексте личных историй горожан. Здесь кутили и учились, любили и уничтожали, зарабатывали и разорялись. Да и продолжают этим заниматься.
Эта улица – место рождения, не побоюсь преувеличения, гениальных произведений, судьбоносных знакомств и самых загадочных легенд.
Вернемся в историю. От Адмиралтейства тремя лучами расходятся Вознесенский, Невский и Гороховая. Попрошу Вас зафиксировать представление о трезубце - главных «першпектив» Петербурга.
До 1760х годов мы приветствовали бы Вас на Средней Перспективе. Однако, в то время здесь поселился некий купец Гаррах. Будучи на службе у Петра Великого. Правда, зачем именно императору понадобился немецкий предприниматель – мы не знаем. Гаррах открыл свою лавку, c чем жители города быстро начали ассоциировать улицу. Уж больно косноязычная фамилия очень быстро была подстроена под привычный лад: Горох, что собственно и повлекло переименование улицы в Гороховую. Но это только одна из легенд. После революции 1917 года улице дали другое название - Комиссарская, а позже она стала носить название Дзержинская.
Перекресток Гороховой и Малой Морской изобилен на легенды о всех, о ком только можно. В доме 8/13 жил и скончался сам Петр Ильич Чайковский. Ходят слухи, что после премьеры шестой симфонии композитор отравился водой в ресторанчике на Невском. Еще есть версия, xто его намеренно отравили завистливые одноклассники или однокурсники (здесь можно выбрать). Однако, не один Петр Ильич внес «музыкальный» вклад в улицу.
Напротив нашего дома проживала мать Михаила Глинки. Говорят, опера «Руслан и Людмила» начала свой путь именно там!
Непозволительно было бы не рассказать и об авторе вышеупомянутой поэме.
Александр Сергеевич, конечно же, отметился и здесь. (Кстати, в доме наших апартаментов на Средней Подъяческой жил его теска, товарищ и верный друг – А. С. Грибоедов). Помните список его дам? Да, со многими он повстречался именно здесь. Как мы знаем, поэт получал удовольствие Не только от «женские ножек» , но и от карточных игр. В доме №5 в игорном заведении от Луки Жемчужникова Пушкин проиграл 24 800 рублей, что в те времена – баснословна неприличная сумма денег!

Игорные пристрастия не заканчиваются долгами, а находят отражение в его произведениях. В 10 доме проживала некогда неописуемо красивая Н. П. Голицына, или княгиня «Мусаш» в старости, или прообраз старухи-графини из «Пиковой Дамы».
Кстати, еще на Гороховой проживали персонажи Достоевского, Гончарова, Чернышевского и многих других. Возвращаясь к гению русской литературы, вы, возможно вспомните историю о его кончине? С Дантесом он вроде как познакомился тоже на Гороховой, напротив дома Чайковского.
"Жизнь моя в Петербурге ни то ни се. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде — все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения" - А. С. Пушкин
Подскажите, пожалуйста, обратили ли Вы внимание на рельефы и детали здания, где находится наш дом?
Давайте вернемся к теме трезубца. Итак, на одной из улиц морского символа, я говорю про Гороховую конечно, некий Мариан Марианович Перетяткович стал архитектором здания, rоторое впоследствии попало во владение страхового общества «Саламандра». Компания занималась страхованием от пожаров. Удивительные совпадения, правда?
До того, в 1762 году некий Иоганн Белерт заложил первые этажи 4 дома на Гороховой, затем здание переходило по наследству его детям и внукам, и к нему достраивались этажи до 1903 года. В 1918 году здание принадлежало ЧК, и что здесь происходило страшно даже представить.
На доме изображены ящерицы и струящиеся женские силуэты. Это связывают с мистикой, страховым обществом и о, искусством!
В нашем доме жили Ваганова А. Я. и ее ученица Уланова Г.С.! Вклад артисток балета в культуру неописумем! Посмотреть выступление Улановой можно здесь.

О балетном наследии дома не забыла и наш дизайнер – Наталья Попандопуло. Ретро-афиши балетных выступлений украшают одну из стен апартаментов. Расположение окон в квартире не позволяло организовать отдельную спальню поэтому кровать спрятана за перегородкой из стелкоблоков, которые были популярны во времена СССР. Так появилась идея объединить в интерьере несколько эпох, которые успел застать дом. Оформление оконных порталов отсылает к традиционным интерьерам начала 20 века, комод, cтеклоблоки и стулья – к стилю mid-century, а диван, кровать и кресло отличаются лаконичными современными формами.
Средняя Подьяческая
.«Русская литература сравнялась с действительностью до такой степени, что когда теперь думаешь о Санкт-Петербурге, невозможно отличить выдуманное от доподлинно существовавшего.» - Иосиф Бродский.
Хотела бы начать повествование именно с данной цитаты Бродского, ведь Вы живете в непримечательном с виду доме, о котором говорят уже десятилетиями! Вряд ли просто проходя мимо, мы бы вообще обратили на него внимание - типичное классическое здание в центре Петербурга и взять нечего. Ох, и как всегда - чуть ли не эпохальное значение имеет этот дом, находящийся на пр. Римского-Корсакова, 25 - наб. кан.Грибоедова, 104 - Средняя Подьяческая ул., 15А.
"С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он <Раскольников> к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника.

Молодой человек <…..> неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая... "Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если 6 и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?."

- подумал он невольно, проходя в четвёртый этаж.»
- "Преступление и наказание", Ф. М. Достоевский
Вообще, конечно, не все согласятся с тем, что именно в этом доме была убита старуха-процентщица, но его описание из романа Достоевского очень на то походит.

Давайте промотаем время в 1739 год, когда улица и была основана. Кстати, подьяческие (а их три: малая, средняя и большая) практически единственные улицы, сохраняющие свое название с самого начала. Подъячие - мелкие чиновники, писари, делопроизводители. Возможно, Вы прогуливались вокруг и обратили внимание, что у дома есть два колодца, о чем также упоминается в «Преступлении и наказании», ведь старуха жила во втором узком дворе. А еще до дома Раскольникова - 730 шагов. Гражданская улица, 19 - если попробуете проверить ????
С чувством, с толком, с расстановкой
История дизайна начинается с картин, которые есть в апартаментах. Это картины с двумя девушками и обезьянками. Именно их цветовая гамма легла в основу всего интерьера. Хозяева квартиры – владельцы антикварной галереи Le Connaisseur в Москве.

Планировка была изменена таким образом, чтобы, во-первых, вместить комод в спальне. Он, как раз вписывающийся по цветовой гамме, был крайне важен для дизайнера Натальи Попандопуло. Во-вторых, были перенесены двери в спальнях к окнам, ведь когда они открыты, в гостиной больше света и пространства.
Статуя Родена – очень тяжела, и Наталья имитировала музейный постамент.

Хозяйка квартиры также предложила изразцы у камина, которые были с удовольствием использованы для оформления прекрасной интерьерной композиции.
Картина в апартаментах
6-Советская
Район Советских улиц, известный также как Пески, очерченный Невским проспектом и рекой Невой, имеет ряд интересных названий и историй. Еще до оснований Санкт-Петербурга здесь была песчаная гряда, которая благодаря своим природным особенностям район Песков долгое время был самым высоким в городе местом и никогда не затоплялся во время наводнений.

Вообще, Пески начали заселять в XVIII веке в основном мастеровыми людьми и купцами, c чем и связаны многие названия района: так, например, получила своё название Тележная улица: на ней находились лавки, продающие телеги и колёса. Название Советские им были даны, очевидно не сразу. Изначально улицы были Рождественскими. (Кстати, сейчас идут активные споры о возвращении местам их девичьих названий.)

С 1720-х годов на пересечении нынешних 6 Советской и Красноборского переулка стояла деревянная церковь. К 1737 году её разобрали. В 1752-1753 гг. для переселенных в этот район служителей "Канцелярии строения домов и садов", ведавшей строительством дворцов и придворных зданий первые полвека существования С.-Петербурга, был выстроен взамен прежнего новый, также деревянный, храм. Однако быстрый рост населения Песков вскоре потребовал более обширного храма. Церковь Рождества Христова на Песках заложили 18 сентября 1781 года. В 1781-1789 гг. здесь, на площади, получившей впоследствии название Рождественской, был выстроен каменный трехпрестольный храм. Снесен в 1934 году, на её месте устроен сквер. Церковь воссоздана в 2017—2020 годах на историческом фундаменте.
Храм находится буквально за углом от наших апартаментов.

От названия храма и произошли названия десяти Рождественских улиц, и район стали называть Рождественским. Однако эти названия закрепились не сразу: на плане 1776 года нынешние Советские улицы обозначены как линии Слонового двора, на котором содержали привезенных из Индии слонов. Их водили на водопой из зверинца. Двор находился примерно на месте нынешней гостиницы «Октябрьская», которая изначально называлась «Знаменской» и насчитывала 4 этажа. Позднее ее назвали «Большой Северной гостиницей». Здесь разместили городское общежитие пролетариата для юных беспризорников, да-да, «гопников». Через 10 лет здание было возвращено гостинице, получившей название «Октябрьская». Рядом с гостиницей есть Большой концертный зал. На его месте также была Греческая церковь с 1865 года. В 1930 храм был закрыт, и на его месте пострен БКЗ «Октябрьский».

Название улиц – Рождественские – оставалось неизменным более ста лет (в конце XVIII — начале XIX века были еще варианты: линии на Песках и линии Рождественской части), а вот нумерация их менялась. Почтальонам пришлось непросто!
Теперь так мало греков в Ленинграде,

Что мы сломали Греческую церковь,

Дабы построить на свободном месте

Концертный зал. В такой архитектуре

Есть что-то безнадежное.

-Иосиф Бродский
Волынский
Имя государственного деятеля Артемия Волынского неразврывно связано с историей переулка, который находится между Мойкой и Большой Конюшенной. Государственный деятель, карьера которого началась при Петре Великом, испытал и взлеты и падения: он снискал расположение Петра, ездил посланником в Персию, был назначен губернатором в Астраханскую губернию, однако лишен должностей из-за провала во время Персидского похода. При Екатерине I он получает должность генерал-майора и становится губернатором Казани, но снова теряет свое положение. При Петре II ему снова удается восстановить высокий чин, и удержать его удается до правления Анны Иоановны. Императрица дарит Волынскому участок земли вблизи Мойки и недалеко от царских конюшен.

Волынский находит своих единомышленников, и они продумывают проект переустройства России. Естественно, его идеи имели сопротивление в виде - А.И. Остермана и князя А.Б. Куракина. Последовала внезапная опала, затем арест, пытки, униженное покаяние и публичная казнь Волынского и его сподвижников в 1740 году.

Волынский двор был перестроен в Волковские номера – небольшую гостиницу.

Земельный участок, принадлежавший когда-то А.П. Волынскому, в 1907 году приобрело Гвардейское экономическое общество с целью построить здесь большой универмаг. Для строительства торгового дома был организован специальный международный конкурс, в котором участвовало 25 проектов. В итоге был выбран проект арх. Э. Вирриха. При строительстве здания впервые был применен железобетонный каркас. После Октябрьской революции 1917 года здание торгового дома было передано в распоряжение Ленинградского союза потребительских обществ. В 1927 году в бывшем здании торгового дома Гвардейского экономического общества был открыт Дом Ленинградской кооперации (ДЛК).В ноябре 1935 года торговый дом получил название Дом Ленинградской торговли (ДЛТ). Во время Второй мировой войны и блокады Ленинграда здание сильно пострадало от артобстрелов и авиабомб, но сразу после войны было восстановлено и в 1945 - 1946 годах вновь открыт Центральный коммерческий промтоварный магазин - Дом Ленинградской Торговли (ДЛТ).

ДЛТ виден из окон наших апартаментов у Эрмитажа. Адрес – Волынский переулок, дом 4. Дом № 4 еще в 1869 г согласно Табели домов СПб принадлежали Корсаковой, как и дом № 28 (в настоящее время №30) по наб. Мойки. Справочники "Весь Петербург" на 1894 -1898 гг. указывают владельцем дома № 4 Георгия Сергеевича Корсакова, проживающего в собственном доме на Б. Кошюшенной, 17. В адесной части справочника о нем ничего, кроме домовладения не сообщается. Дома № 6 и 8 (угловой) по Волынскому переулку принадлежат Марии Николаевне Мельцер. По справочнику на 1899 г. все дома, находившиеся во владении Георгия Сергеевича, переходят во владение потомственной дворянки Лидии Александровны Корсаковой. К 1905 г. дом № 6 по Волынскому снова возвращается в собственность Л. А. Корсаковой от от наследника М. Н. Мельцер - Николая Адамовича Мельцера. К 1911 г. в собственности Л. А. Корсаковой остается только дом № 30 по наб. Мойки, в котором она и проживает. Владельцем домов по Волынскому пер. становится Федор Федорович Фукке, который и остается им до 1917 г.
Невский проспект
"Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге. О, не верьте этому Невскому проспекту, все обман, все мечта..."
Улица – витрина города. Думаю, что ни одной экскурсии не хватит, чтобы рассказать всю историю проспекта и самых значимых ее событий. Каждый дом, без исключения, отражает в себе историю города и страны и их жителей. Невский проспект состоит из таких несочетаемых и разных зданий, историй, людей, что кажется совершенно гармоничным.
Четыре с половиной километра – тихий Староневский (от Лавры до площади Восстания) и парадная, громкая, торжественная часть улицы до Дворцовой.
На Невском у нас есть три адреса – Невский, 74, 88 и 91.
Жильцы дома по Невскому пр., 91, называют его «полицейским». Он был построен в 1846-1850 гг., арх. Т. Ф. Краснопевковым для нужд полиции и имел официальное название - Съезжий дом Каретной части, где также имелась каланча для «пожарного наблюдения». Полицейские части того времени в Петербурге имели и функции пожарных частей, поэтому и существовали пожарные каланчи, которые венчались специальными мачтами. Такие каланчи были установлены во всех административных частях города, в случае пожара или наводнения на них поднимались черные шары. Отсюда и пошло выражение: «Посидеть под шарами», как вариант «Ночевать под шарами», что означало попасть в полицейскую часть.
Световая реклама кинотеатра "Унион" на Невском, 88
Невозможно представить количество легальных и не очень заведений, дел, имевших здесь место. А сколько любви и ненависти чувствуется от жителей города к главному проспекту – не описать.

Доходный дом Кушелевой на Невском, 88, в конце XVIII состоял из двух небольших домов. Позже, в 19 веке, был построен каменный дом по заказу купцов Меняевых. В начале двадцатого столетия архитектором А.C. Хреновым были построены дворовые части дома, где как раз находятся наши апартаменты.

В 20 веке здание было довольно окультуренным место. Здесь были издательства, проходили собрания Русского литературного общества и работала типография. Редакция журнала «Новый путь» Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского объединила труд и работу таких авторов, как Константина Бальмонта, Андрея Белого и других. Первые стихотворения Александра Блока были опубликованы именно здесь.
Редакция журнала «Новый Сатирикон», в котором публиковались работы Владимира Маяковского, Саши Черного, Александра Грина, также размещалась на Невском, 88.

Здание в 20 веке, было пристанищем и других довольно прогрессивных предприятий. Здесь можно было посетить женские естественно-научные курсы, а во дворе был кинотеатр «Унион», yе раз менявший своё название. После войны в кино показывали документалки, киножурналы. Здесь же в 80х годах была возможность посмотреть и 3D-фильмы.

«Первая часть Литейного проспекта – это, в общем, продолжение Невского. Точнее, ответвление, объект влияния, филиал. Невскому тесно в себе, он стремится занять все пространства, к нему примыкающие.
И все-таки это Литейный проспект.
Путеводитель дореволюционных времен сообщал: "После Невского проспекта Литейный должен занимать первое место как правильностью своего расположения, так и по красоте зданий, которые возведены на обеих сторонах его".
И вправду занимает. Да и по известности его, конечно, не сравнить ни с Лиговским, ни с Вознесенским, ни с Московским. Таких проспектов, как Московский, – множество. Литейный же один.
Он же, кстати говоря, и самый безопасный – в центре города, по крайней мере. Еще П.Г.Брюс сообщал: "Все члены императорской фамилии из-за прекрасного местоположения и здорового воздуха живут здесь, так как этот участок не подвержен наводнениям подобно другим частям города".
Действительно, Литейный расположен несколько на возвышении.
Начинается проспект домом, где некогда располагался знаменитый Палкинский ресторан Здесь же после революции было еще одно увеселительное заведение – кабаре "Петрушка". Оно возникло сразу после революции, в 1918 году. Газета "Вечернее слово" писала: «Люди изнывают от гнетущей безысходности. Нашлось хотя бы одно место, перед порогом которого можно сбросить тяжелый груз забот и судорожной борьбы... Из этих соображений родилось кабаре "Петрушка"».
На эту тему петроградцы даже сочинили благодарственный куплетец:

Сердце вянет, как петрушка,
От стыда – хоть в тарары.
Но излечит нас "Петрушка"
От тоски и от хандры.

Впрочем, просуществовал "Петрушка" всего-навсего три месяца. Безмятежное веселье, к сожалению, пришлось не по душе питерским комиссарам.

Как ни странно, более живучим оказалось "Семейное кафе", располагавшееся все на том же перекрестке. Несмотря на то, что это заведение ничуть не соответствовало своему добропорядочному имени. Ефим Зозуля вспоминал: «На углу Невского и Литейного (теперь проспект Володарского) в 1918 году было кафе с весьма преждевременным названием. Оно называлось "Семейное кафе". Удивительное название! В нем было немало кровавых драк и убийств. В нем играли на скрипках три разбойника, а четвертый дирижировал. Проститутки и бандиты, спекулянты и всякий сброд заполняли это "кафе". Дирижер этого скрипичного оркестра дирижировал одно время в другом кабаке – при нем за что-то убивали официанта табуретами, а ему велено было дирижировать и не оглядываться, чтобы не скоплялась "публика"».
— Испытывая нежную любовь к порочному Петербургу, прикрепляем отрывок статьи Митрофанова А. из газеты "Первое сентября" № 46/2005
Доходный дом А.Л. Кекина
Здесь у нас есть два варианта апартаментов: студия и апартаменты с балконом. Примечательная деталь – изголовье кровати в студии. Вот, что рассказывает наш дизайнер Наталья Попандопуло о ней: "Идея использовать старинные двери в качестве изголовья была у меня давно, и в этом проекте она реализовалась. При этом у кровати все же есть небольшое, простое по форме мягкое изголовье. Оно не вмешивается в композицию, но защищает от случайных ударов руками или головой.

...Перед нами стояла задача организовать две равнозначные спальни, два санузла, кухню и столовую-гостиную. При этом планировка квартиры включала всего две комнаты, ограниченные несущими стенами, и просторный коридор при входе. Еще одну комнату взять было неоткуда, поэтому роль второй спальни выполняет гостиная. Вместо раскладного дивана, мы установили кровать-трансформер, которая спрятана в стене рядом с камином. И дополнительно отгородили спальное место плотной шторой на электроприводе».

Комментарии дизайнера Натальи Попандопуло
«Большая площадь мокрых зон позволила спроектировать два санузла. В одном из них осталось окно, которое изначально выходило в световую шахту. Со временем ее заложили, но мы решили сохранить оконную раму, которая сейчас выполняет роль зеркала.

Одну из главных ролей в интерьере играет цвет. Чтобы создать эффект обволакивающего пространства, мы выбрали для стен и потолка два оттенка зеленого, которые отличаются всего на пару тонов. Зеленая гамма разбавлена редкими вкраплениями терракоты и графита, которые создают визуальную связь с видом из окон. Грязно-розовый цвет фасадов домов плавно перетекает на кресла, узоры на ковре и винтажный комод.

Расслабляющую атмосферу усиливают мягкие линии предметов мебели и декора. Округлая форма люстры находит отражение в узорах на ковре, очертания ваз рифмуются с формой ламп в камине, изображения кругов переходят с картины у стола на постер в спальне..."



Эрмитаж
Собрание европейских шедевров, приобретённое Екатериной II в 18-м веке, положило начало самому большому в России и одному из величайших в мире музею. Произведения искусства скупались императрицей у европейских ценителей целыми коллекциями: Рембрандт, Рафаэль, Рубенс…
По указу Екатерины архитектор Валлен-Деламот сделал специальную пристройку к Зимнему Дворцу, где императрица могла уединиться, отдохнуть от суеты и государственных дел, наслаждаясь созерцанием прекрасного. Так появилось название Эрмитаж (фр. le hermitage, ermitage – место уединения).
Во времена Екатерины II коллекция была доступна для осмотра только ближайшему окружению, туда не допускались даже слуги. В 19-м веке доступ появился у студентов Академии Художеств.
Долгое время посетить Эрмитаж не мог даже Александр Сергеевич Пушкин. В итоге он получил пропуск стараниями своего друга, поэта Василия Жуковского, который был наставником будущего императора Александра II.

Чтобы осмотреть все экспонаты Эрмитажа, затрачивая всего по 1 минуте на каждый, потребуется около 11 лет жизни, если посвящать этому занятию по 8 часов ежедневно.

Во всей России только в Эрмитаже можно увидеть полотна, написанные Леонардо да Винчи.

Также здесь можно увидеть золотую табакерку с вмятиной на ней. Именно ей был убит российский император Павел I.

С 18-го века в Эрмитаже обитает множество кошек, причём совершенно официально, и им даже выделяют довольствие. Они помогают бороться с мышами и крысами, способными попортить бесценные произведения искусства.
Увидеть котиков можно во время экскурсии, которые проводят в День Эрмитажного кота. Эту дату в музее отмечают ежегодно в апреле-мае.
Еще один вариант — договориться с сотрудницей, которая ухаживает за котами. Но таким образом можно попасть в подвалы только в том случае, если человек хочет забрать котика к себе, а для этого нужно пройти специальное собеседование. Новым владельцам, помимо сертификата на кота, предоставляется право пожизненного бесплатного посещения музея. В остальных случаях праздношатающихся в подвалы не допускают, поскольку это режимный объект.

Выбирайте апартаменты рядом с Эрмитажем: "у Эрмитажа", "у Адмиралтейства" или "на Малой Морской"
Музей-квартира Пушкина на Мойке
Анфиладная планировка 11-ти комнат в бывшем особняке князей Волконских, где квартировался Пушкин в свои последние дни, восстановленные интерьеры и множество уникальных вещей – всё это живо передаёт дух эпохи классицизма в имперской столице.
В знаменитой квартире на Мойке поэт с женой и детьми поселились за четыре месяца до роковой дуэли.

В 1833 году Пушкин был произведен Николаем Первым в камер-юнкеры. С тех пор он был обязан вместе с женой присутствовать на придворных балах. Балы, на которые допускались только самые приближенные к императору люди, проводили в Аничковом дворце. «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам), - пишет Пушкин в своем дневнике. – Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничковом». На придворных балах жена поэта танцевала в туфельках, которые сохранились и представлены в музее. Они сшиты из прюнели – плотной и тонкой ткани. Обувь из прюнели в XIX веке носили самые элегантные дамы и модницы.

В ноябре 1836 года Пушкину пришли анонимные пасквили, автор которых называл поэта «магистром ордена рогоносцев». Отправитель посланий намекал на слишком явные ухаживания офицера Жоржа Дантеса за женой поэта. Конфликт нарастал, и 8 февраля 1937 года состоялась дуэль. Ее жесткие условия составил виконт д'Аршиак. Согласно этому документу, расстояние между противниками было всего двадцать шагов. Посередине, на расстоянии десяти шагов, находились барьеры. Дуэлянты могли стрелять друг в друга сразу же или подойдя к барьеру. Дуэль должна была продолжаться до тех пор, пока оба противника не будут ранены.

На дуэли Пушкин был ранен в низ живота. Пуля раздробила кость и осталась в теле поэта. Современные специалисты считают, что поэт остался бы жив, если бы пуля прошла навылет. По дороге с места дуэли Пушкин потерял больше двух литров крови, которая обильно пропитала его рубашку и жилет. Жена поэта, Наталья Николаевна, отдала этот суконный жилет критику Петру Вяземскому, который сумел сохранить реликвию. Генетики получили из жилетки образцы крови и установили, что у Пушкина была вторая группа крови. Рядом с жилетом в музее хранится одна перчатка Вяземского: вторую он положил в гроб поэта.

На экспозиции также можно увидеть локон волос и посмертную маску Пушкина, а кроме того его рабочее кресло, перо и другие оригинальные личные вещи.

Выбирайте эксклюзивное размещение рядом с музеем. Один из наших адресов - дом на углу набережной Мойки и Волынского переулка: апартаменты "у Эрмитажа".